В первом фильме человек с лицом парня с соседней улицы хотел, чтобы его оставили в покое. Во втором – Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) мстил за любимую. В третьей части, снятой по роману Роберта Ладлэма, Джейсон ищет правду о себе, о своем прошлом и о правительственной программе, которая зомбирует людей и превращает их в идеальных убийц. Действие начинается в Москве. Раненный супергерой убегает от российской милиции, которая грозит ему в спину совсем не отечественным пистолетом. А дальше режиссер Пол Гринграсс перекидывает Джейсона в Париж, Лондон, Мадрид, Танжер и Нью-Йорк. Запутанные погони и трюки перемежаются вполне узнаваемыми масштабными видами этих городов. Наш герой по-прежнему сделан из стали: не боится ни огня, ни пуль, а после наиболее сильных взрывов - отряхивается и бежит дальше.
Поскольку любовь произошла еще в первой части, а месть за утраченную любимую – во второй, то в новой картине романтической линии не предусмотрено вовсе. Борн спасает очередную девушку (Джулия Стайлс), опираясь, очевидно, лишь на человеколюбие.
Одна из самых красивых сцен, пожалуй – встреча Джейсона и журналиста (Пэдди Консидайн) на вокзале Ватерлоо. Четкость работы суперагента наполнена своеобразной красотой, которой действительно очаровываешься и восхищаешься. Не покидает ощущение какой-то возвышенности над простыми смертными не только героя в кадре, но и тех, кто стоит по ту сторону камеры. Очень много мелочей и – ничего лишнего.
Операторская работа – один из самых удивительных моментов в фильме. Оливер Вуд, поднаторевший на съемках прошлых частей, продолжает свои же эксперименты с камерой. Это всегда немного подергивающаяся картинка, как будто оператор находится в самом эпицентре событий и снимает с руки. Конечно, такой визуальный ряд добавляет фильму жизненности, правдоподобия и делает зрителя почти участником. С другой стороны – эта нарочитая небрежность местами очень раздражает. От мельтешения на экране подташнивает, тяжело сосредоточиться и понять – кто кого бьет, и что вообще происходит. В плохих фильмах таким приемом операторы нивелируют плохие же визуальные эффекты.
Но определение «плохой» - не наш случай. Борн вышел в американский прокат еще в начале августа, и за один день заработал 25 миллионов долларов. Нельзя сказать, что неоправданно. Очень зрелищно, захватывающе и эффектно. Кроме того – вы все-таки узнаете о нем всю правду